суббота, 16 мая 2015 г.

Собеседование в Cisco

Привет!
После долгого перерыва я решил, что необходимо продолжить писать статьи для своего блога. И сегодня я расскажу вам о том, как я сходил на собеседование в Cisco.
Для начала стоит напомнить, что у меня была мечта работать в Cisco ещё с тех пор, как я проходил начальный курс Cisco в Академии Связи. В конце 2013 года после участия в последнем этапе конкурса NetRiders мне пришло письмо-приглашение, чтобы я отправил своё резюме к ним на Associate позицию в Краков. Старт этой программы был в сентябре 2014. Но я упустил тогда свой шанс - резюме таки отправил, но поздно. Причина моих сомнений была простая - я поступил в немецкий ВУЗ и хотел получить магистра. Так и не знаю, было ли это ошибкой тогда или нет, но я стараюсь думать поменьше о прошлом и смотрю в будущее. С тех пор прошло чуть меньше года, я уже успел практически завершить свою учёбу в Германии. Остался лишь последний шаг - диплом. В то же время я активно мониторил всё, что связано с работой в Cisco, даже познакомился с одним работником Cisco, который занимается отбором недавних выпускников, поэтому я всегда мог узнать свежие новости из первых рук. Второе, чем я занимался помимо учёбы - это самообразование. Чтобы к тому моменту, как я попаду на собеседование, я знал про сети как можно больше. И мне это удалось - в январе 2015 я сдал последний из трёх экзаменов и стал Cisco Certified Network Professional (CCNP), а уже начал готовиться понемногу к следующему и очень престижному уровню сертификации - Cisco Certified Internetwork Expert (CCIE). Возможно, через пару недель будет отдельная статья про мой путь к сертификации и про конкурсы, в которых я время от времени участвую. Но сегодня не об этом.
В декабре 2014 мой знакомый из Cisco сообщил мне о новом наборе "вчерашних" студентов. Старт программы опять в сентябре, а резюме надо было подать до начала апреля. И здесь я понял - это мой шанс. Подав резюме ещё в январе, со мной связались по телефону в конце марта, назначив собеседование на следующий день по Webex - аналог скайпа от Cisco. Это было собеседование с рекрутером, в котором были общие вопросы, но больше всего меня удивили технические вопросы в виде тестов, которых к тому же было всего 5. Я понимаю, что рекрутеры не должны разбираться в технологиях, но оценивать технические знания кандидата пятью тестовыми вопросами - это странно. Общался я с девушкой из Великобритании, которая говорила очень быстро и с британским акцентом - иногда было непросто её понимать, но ежедневная практика языка безусловно помогла. Была ещё одна неприятная особенность - она сидела в опен-спейс пространстве, и было постоянно слышно, как рядом другие люди говорят по телефону. В общем, с собеседованием я справился, вроде нигде не накосячил и стал ждать.
В начале мая мне пришло приглашение на последний этап собеседования - Assessment Center, которое проходило по телеконференции. Так как я не подписывал никакого NDA, и никакой устной договорённости о неразглашении не было, я могу рассказать вам про это событие.
13 мая я отправился в ближайший офис Cisco - в Дюссельдорфе, который находится недалеко от Кёльна. Впервые за всё время в Германии мне пришлось надеть рубашку и костюм. Стоит сказать, что я был в офисе продажников - там работает 150 человек, из них всего 8 инженеры. Офис был небольшой, но вполне уютный.
Cisco офис в Дюссельдорфе, ресепшн

Пришёл я к 8.45 утра, и меня повели в конференц-зал. Стоит отметить, что это был первый раз в жизни, когда я общался по телеконференц-связи. Там стояло оборудование Cisco Telepresence, 50'' дисплей и камера, которой можно было управлять со специального планшета. Мне выдали также план на день, и, окинув его быстрым взглядом, я понял, что это будет долгий день...
Первое собеседование началось в 9 утра, со мной говорил рекрутер и тим-лид Cisco TAC (Technical Assistance Center - известная в узких кругах техподдержка Cisco) на общие темы: кто я такой, как в сети попал, чем занимался, какие цели и т.д. Ничего особенного, в общем.
Следующее собеседование называлось - ролевая игра (Role Play). Оно состояло из трёх этапов и оценивали меня два инженера из Cisco TAC. Первый этап - я работаю как Cisco Consulting Engineer и беседую с клиентом (которого играли инженеры). Я должен узнать, что они хотят, спроектировать их сеть и устно об этом рассказать.
Второй этап - я работаю в отделе, который помогает клиентам с администрированием сети. Я должен узнать, что хочет клиент, и помочь им с администрированием их сети - например, как организовать мониторинг.
Третий этап был самым сложным для меня. В этот раз я играл Cisco TAC инженера (напомню, собеседовали меня как раз инженеры из этого отдела), мне звонит клиент, и у него что-то не работает с сетью. Я должен собрать как можно больше информации и выявить проблему. Я задавал много вопросов и предлагал различные действия, чтобы выявить проблему, но что-то результата не было. Идеи в моей голове, которые в тот момент вращались с бешеной скоростью, иссякали, и ещё через пару минут я был уже готов сдаться. Я уже даже сказал что-то вроде: "К сожалению, я не специалист по X, я переведу вашу проблему на инженера, который специализуется на Х, и он свяжется с вами в ближайшее время". После этого он мне дал небольшую подсказку, и я таки смог найти корень проблемы, используя эту информацию. В конце он, правда, извинился за то, что он сильно на меня давил.
В 11 началось другое собеседование - групповое упражнение. Из 5 локаций было 6 кандидатов +- моего возраста, которые были связаны по телеконференции. Странно то, что все 5 кандидатов, кроме меня, были девушками. Также присутствовала комиссия из 5 человек. Нам дали нетрудное задание по Project Management, где мы, как команда, за 25 минут должны представить свое решение. Мы друг друга не знаем, к тому же, находимся не в одной комнате, а нам было необходимо работать вместе и решить проблему. Первую минуту все молчали и боялись начать :) Очень забавно наблюдать над реакцией людей - кто-то скромный и тихий, кто-то пытается лидировать, кто-то давит на своём мнении, кто-то готов уступить, ну а комиссия сидит, молчит и наблюдает - первый ряд в кинотеатре, только попкорна не хватало. Процесс как-то быстро пошёл, и уже через 5 минут мы решали пункт за пунктом. Иногда я старался брать процесс в свои руки, чтобы как-то координировать нашу команду. В конце, после презентации нашего решения, комиссия задавала нам вопросы. Например, "Как вы оцениваете себя лично в этом упражнении?", "Как вы оцениваете результаты, которые вы показали как команда?", "Что сделали бы по-другому?". Самый забавный был: "Кого из вашей команды вы бы хотели больше всего отметить?" Вопросы задавали не приватно каждому, т.е. каждый мог слышать ответ.  Двое или трое выбрали меня, четверо - другую девушку. Я сказал, что я не могу выделить кого-то, потому что все были хороши по-своему. Это собеседование мне понравилось больше всего, я получил массу эмоций.
Дальше у меня был час на ланч, но не хотелось уходить из офиса и искать место, где бы покушать, поэтому я остался и морально готовился к следующей части.
В 13 было техническое интервью, которое у меня оставило самые противоречивые чувства. Вначале мне дали листик с 15 тестовыми вопросами. По-моему, очень странно проверять технические знания с помощью тестов, учитывая, что это последнее интервью. На это потратили 10-15 минут. Оставшееся время меня собеседовали два других инженера TAC. Поговорили мы очень мало, и иногда мне казалось, что мы были не на одной волне - мне было непонятно удовлетворил ли их мой ответ или нет. Я ожидал, что будет интересная беседа, а получилось что-то странное. Мне бы хотелось, чтобы мы говорили дольше, и чтобы мой уровень знаний был оценён более точно. Я не могу сказать, что я завалил этот этап, но мне хотелось, чтобы он прошёл лучше.
После этого собеседования, осталась ещё одна часть. Мне выдали материалы (кому интересно - тема была Desktop Virtualization and Desktop as a Service), которые мне надо было прочитать и подготовить презентацию за час, а потом, собственно, её и провести. Сложность была в том, что выданные материалы были не технические, а маркетинговые - есть проблема X, которую решает Cisco продукт Y, который выше, быстрее, сильнее, чем уже имеющиеся на рынке решения. Первые 10 минут я вообще не понимал ни слова в этих материалах. Но презентацию я конечно подготовил. Не могу сказать, что она прошла интересно - я знаю, что могу делать это интересней, но для этого необходимо, чтобы я разбирался в материале, а для этого нужно, чтобы он был техническим. После презентации мне задавали разные вопросы, некоторые про презентацию, некоторые про будущее сетей.
Это было последнее собеседование, после которого я очень уставший отправился домой.
Когда я пишу этот материал, уже прошло 3 дня после собеседования.
В ретроспективе могу сказать, что это был очень необычный опыт такого разностороннего собеседования в большой компании. По-моему, я справился достойно. Кое-какие вещи, как мне кажется сейчас, я не должен был упоминать. Но в целом, я считаю, что я сделал всё возможное, чтобы меня взяли.  Поэтому всё, что мне остаётся делать - это ждать и надеяться на позитивный результат. Сегодня я близок, как никогда, к своей мечте. Я уверен, что, несмотря на результат этого собеседования, рано или поздно я добьюсь своей цели работать в Cisco. Правда, лучше раньше, чем позже :)
На этом всё. Если вы дочитали до конца, то большое вам спасибо. Если у вас есть вопросы ко мне, то не стесняйтесь оставлять свои комментарии или писать мне напрямую в социальных сетях!

10 комментариев:

  1. Добрый день! Дак как в итоге закончилась эта история? Вы уже работаете в компании или немного не хватило в этот раз, чтобы пробиться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Спасибо за проявленный интерес :)
      Закончилась отлично - взяли в Cisco в TAC, начинаю работать с 1 сентября.

      Удалить
    2. Поздравляю!
      По какому направлению работаете... по R&S?

      Удалить
    3. Спасибо :) Нет, я занимаюсь крашами/багами

      Удалить
    4. получается уже как более месяца работы в TACе вы можете сказать, что expirience с каждым днем увеличивается в экспоненциальной прогрессии, или скорей более глубокие знания получаете в узко специализированной области?
      Ну и такой вопрос... Ваши ожидания работы в TAC совпадают с реальностью?

      Удалить
    5. Я бы сказал, что знания увеличиваются в экспоненциальной прогрессии в узкоспециализированной области. И это я пока не беру кейсы :)
      По поводу ожиданий: у меня были совсем другие. Не выше, не ниже, а именно другие.

      Удалить
    6. Дмитрий, спасибо за ответ. Правильно ли я понял, что Cisco подстраховывается и не сажает людей сразу на кейсы без подготовки? Т.е. вы сейчас изучаете материалы, которые вам предоставила Cisco для того, чтобы вы были готовы брать кейсы?
      И самый наверно интригующий вопрос, который безусловно поначалу может и не на первом месте (после ценности полученного опыта), но точно не на последнем - можно ли обозначить примерную вилку з.п. инженера TAC? хотя скорей всего я понимаю, что вы ограничены соглашением о неразглашении... но тогда хотя бы примерно... хватит ли для того, чтобы снимать квартиру, оплачивать расходы на еду, транспорт и после этого есть возможность что-либо скопить или все тратиться?
      Можете, пожалуйста, также рассказать по какому графику работаете, много ли людей остается после окончания рабочего дня, чтобы что-либо доделать и проч.? приветствуется ли это Cisco как оставаться на рабочем месте дольше обычного?

      Удалить
    7. Конечно, без подготовки сразу никто не берет кейсы. Вначале какое-то время тебя обучают/ты самообучаешься, потом начинаешь брать кейсы, вначале мало и только по изученной технологии, потом больше :) Но тоже не происходит так, что месяцами только и делают, что тренируют. Чем раньше начинаешь брать кейсы, тем лучше. И это самый лучший способ изучить то, что тебе надо знать - сужу по своему опыту. Я кейсы начал брать в середине октября, сейчас только начало ноября, но я себя уже чувствую гораздо комфортнее в плане кейсов, знаю методики подхода к большинству проблем, которые решает моя команда.
      Естественно зп огласить не могу и вилку тоже. Могу сказать, что я на associate позиции (по сути после универа без опыта), снимаю квартиру один и на все расходы хватает. Скопить тоже остается, но немного :)
      График. Хм, это сложный вопрос и требует чуть более детального объяснения. Сразу скажу, что у TACа свои особенности, которые не характерны другим сотрудникам Cisco (Advanced Services, CMS, Sales и другие). Рабочий день - с 8 до 16, при этом есть понятие смены - время, когда ты должен принимать новые кейсы. Обычно это половина или треть твоего рабочего дня (зависит от команды). То есть в течение рабочего дня ты работаешь над кейсами, но принимаешь новые кейсы только часть рабочего дня. Кроме того, у TAC официально нет понятия выходных и праздников - TAC работает 365/24/7. Это не значит, что ты работаешь 7 дней в неделю и по вечерам, это значит, что от каждой команды в любой день в году должно быть определенное количество людей на смене - в рабочие дни больше, в выходные и праздники меньше. Естественно второе дополнительно оплачивается. И можно работать из дома. 24 часа в сутки значит лишь, что после 16.00 кейсы будут брать инженеры не с Кракова, а с другого часового пояса (США).
      Некоторые остаются после рабочего дня, например, готовятся к CCIE или занимаются чем-то другим. Есть такие, кто и работает после рабочего дня.
      Я бы не сказал, что это дополнительно приветствуется. Но если ты занимаешься чем-то другим, помимо работы (кейсов), например CCIE, то это приветствуется, да.

      Удалить
    8. Еще раз спасибо за бесценные ответы. У меня вновь появились вопросы ))
      Associate - это как грейд инженера, т.е. как инженер, старший инженер, ведущий инженер? Много ли таких грейдов в Cisco на инженерных позициях? Он зависит от стажа работы в TAC-е или..., например, сдал CCIE, значит сразу перевели на старшего инженера или это все выглядит несколько иначе?
      Можно немного поподробнее рассказать по Advanced Services... правильно ли я понимаю, что туда отбирают уже продвинутых инженеров с практическим опытом? В некоторых вакансиях от Cisco встречал, что в Advanced Services требуется больше работать с дизайном сети заказчика, предлагать и разрабатывать дизайн и сетевые решения для улучшения производительности сети и повышения ее отказоустойчивости и проч., вплоть до предложения конкретной конфигурации устройства- верно ли это?
      угу... про крупный центр TAC в Кракове я слышал, но зачем тогда TAC центр в Германии, Брюсселе? Краков берет какие-либо специализированные кейсы или, наоборот, TAC Германии или Брюсселя берет прочие кейсы, что не обрабатывает Краков?

      Удалить
    9. Я бы не сказал, что это Associate - это грейд, это скорее условность, что человека взяли по определенной программе для "вчерашних" студентов. Это вносит некоторые коррективы в мой график тренингов первые 3 месяца. По сути, здесь в TACе все Customer Support Engineers без деления на Associate, Middle, Senior. Есть только дополнительно Team Lead.
      Но да есть грейды, чтобы перейти на другой грейд нужно выполнить ряд требований, и, конечно, опыт работы одно из. Если сдал CCIE - не значит, что переведут на новый грейд. Более подробно рассказать не могу. Сорри.
      Могу рассказать про Advanced Services. Нет, не правильно :) Это просто совсем другая должность и нельзя сказать, что туда берут более продвинутых инженеров. В AS две основные позиции - это Network Consulting Engineer (NCE) и еще одна не инженерная. Основное занятие NCE - это дизайн сети для клиента и иногда конфигурация приобретенного оборудования, то есть то, что вы прочитали в вакансиях. NCE часто приходится путешествовать (на сайт к клиенту). В плане знаний - у TAC инженера очень глубокие знания по специализированной теме, у NCE более широкие, но гораздо менее глубокие.
      TAC в Германии - региональный, потому что немцы любят иметь немецкий саппорт :) TAC в Брюсселе - глобальный, они работают в той же временной зоне, что и Краков, но поддерживают немного другие технологии - в основном, это Data Center оборудование: Nexus, UCS.

      Удалить